
Смерть, налоги и запреты: вся правда о криптовалютном рынке Южной Кореи
Все, что происходит на южнокорейском криптовалютном рынке в настоящее время, и все, что связано с регулированием сферы виртуальных валют в Южной Корее, больше походит на драматичный фильм или даже на боевик (если принять во внимание случай летального исхода на прошлой неделе). Страсти накаляются ещё и по той причине, что на криптовалютном рынке сейчас «качели» и инвесторы крайне обеспокоены подобной волатильностью.
Власти сделали все, чтобы посеять среди криптовалютных инвесторов и энтузиастов панику, которые теперь не могут спокойно спать, потому что им постоянно снится один и тот же кошмар, который будит их среди ночи. В этом кошмарном сне происходит самое ужасное для них — власти полностью запрещают торговать виртуальными валютами в стране. С чего такие страхи, спросите вы? А вы бы не запаниковали, если бы правительство вашей страны закрыло доступ иностранным гражданам к местным криптовалютным биржам, всячески намекало, что в будущем ICO будут под запретом, или даже постановило, что вы должны открывать криптовалютные счета исключительно в традиционных банках?
На прошлой неделе Чоу Хен-сик из Управления финансового надзора сообщил, что Южная Корея начинает принимать «нормальные криптовалютные транзакции». Соответственно, южнокорейские трейдеры должны были немного успокоиться. Но подобными обещаниями искушённых инвесторов, которые зарабатывали огромные деньги на виртуальных валютах, уже не удивишь. Вы только представьте, жили себе эти опытные трейдеры не тужили, торговали на криптовалютном рынке, который по праву считался одним из крупнейших рынков мира, зарабатывали неприличные суммы на премии «кимчи», а потом вдруг все закончилось и остались они практически у разбитого корыта. Теперь правительство для них злейший враг!
По мнению Стива Ана, партнёра в южнокорейской юридической фирме Seum, все эти волнения, страхи и переживания являются лишь результатом недопонимания, ведь трейдеры относятся к заявлениям финансовых регуляторов как к истине в последней инстанции. Но Стив Ан настаивает, что финансовые регуляторы страны могут лишь толковать закон, гарантировать его соблюдение и вносить предложения об изменении законодательной базы, но полномочий принимать законы у них нет. «Принятие мер, о которых они разглагольствуют, это достаточно долгий процесс, который может затягиваться на многие месяцы», — напоминает Ан.
Мы с вами не южнокорейские криптовалютные трейдеры и поводов для паники у нас нет, поэтому давайте попробуем здраво взглянуть на ситуацию и все же разобраться, как обстоят дела на местном криптовалютном рынке, чего стоит бояться, а что является самой обыкновенной выдумкой.
Кто-то умер
Да, это правда.
На прошлой неделе у себя дома скончался Юнг Ки-Джун, высокопоставленный чиновник, который отвечал за координацию политики в сфере виртуальных валют. Несомненно, все сразу переполошились и начали беспокоиться, что южнокорейские финансовые регуляторы прийдут в смятение и начнут менять политику буквально у всех на глазах. На самом же деле всего несколько дней спустя глава Управления финансового надзора Чоу сообщил, что власти одобряют легитимную торговлю виртуальными валютами.
Но на самом то деле смерть Юнга едва ли могла повлиять на подобное решение властей, ведь его основной задачей было координировать суждения различных правительственных ведомств в отношении виртуальных валют перед еженедельными встречами, а значит он был лишь винтиком в этой бюрократической машине. По сообщениям источников, власти Южной Кореи всерьёз намерены нормализировать ситуацию на рынке виртуальных валют и вряд ли поменяют своё мнение в ближайшее время.
«Определённые задержки возможны, но я не думаю, что правительство Южной Кореи изменит своё мнение из-за смерти одного чиновника», — заявил Хосек Юнг, партнёр в юридической фирме Seum
ICO будут под запретом
Скорее всего, это выдумка.
В первый раз идея запретить первоначальные предложения монет была озвучена в сентябре месяце минувшего года. В попытке перенять китайский опыт криптовалютного регулирования (а именно борьбы с незаконными практиками и охлаждения перегретого спекулятивного рынка), который власти посчитали удачным, финансовые регуляторы обнародовали длинный список предложений, среди которых затерялся и запрет на выпуск любых новых виртуальных валют. Тем не менее, вопреки сообщениям многих медиа, такого закона или законопроекта на самом деле никогда и не существовало.
Но новости все равно сделали свое дело и действительно вызвали панику в местном криптовалютном сообществе. Соответственно, многие южнокорейские блокчейн-стартапы решили «переместить» ICO в «криптовалютные гавани»: Швейцарию, Гибралтар или Сингапур. И вот так запрет ICO уже оказался вроде бы никому и не нужным, ведь все и так разбежались. Правда, Юнг все же считает, что подобный запрет все равно бы предусматривал невозможность продажи токенов, которые были выпущены заграницей, местным инвесторам.
Стоит также заметить, что подобный запрет мог бы существенно затормозить развитие инноваций в сфере блокчейн-разработок, а ведь власти Южной Кореи рассматривают данное направление как основу экономики нового поколения. Компании могут использовать токены для привлечения инвестиций в свои проекты или для хранения данных и ценностей. «Корейские блокчейн-компании в данном случае, скорее всего, пострадают, потому что разграничить ICO и блокчейн-разработки едва представляется возможным», — заявил Юнг.
Сим Чаньюнь, адвокат юридической фирмы HMP, заявил, что власти также рассматривают возможность введения лицензирования криптовалютных бирж, что позволило бы немного «дисциплинировать» ICO. Он также считает, что власти фокусируются именно на регулировании криптовалютных бирж, так как данный вопрос волнует местных трейдеров больше всего, тем более, что накануне выборов он стал ещё более политизированным.
«Я считаю, что до выборов, которые должны состояться в июне этого года, власти вряд ли начнут регулировать ICO. А пока правительство слишком занято вопросом регулирования криптовалютных бирж», — сообщил адвокат.
Виртуальные валюты будут облагаться налогом
Фифти-фифти.
В начале этого года в сети появились сообщения, что местные власти намерены ввести корпоративный и подоходный налоги в размере приблизительно 24,2% на прибыль, полученную в результате проведения операций с виртуальными валютами. Однако стоит заметить, правительство Южной Кореи поспешило опровергнуть подобные заявления, и сообщило, что «никакие решения относительно налогообложения виртуальных валют не принимались». Но было уже слишком поздно. Новости распространились по всему миру со скоростью света и наделали кучу шуму, наведя панику в южнокорейском криптовалютном сообществе.
По мнению Юнга, это была очевидная дезинформация, ведь компании и так платят корпоративный и местный налоги на прибыль, полученную от операций с виртуальными валютами, а значит необходимость внесения каких-либо поправок в законодательство отпадает.
Другое дело, что абсолютно неизвестно, как будут облагаться налогами криптовалютные операции между покупателями и продавцами: через налог на добавленную стоимость или налог с транзакций. В настоящее время власти Южной Кореи так и не определились, что для них виртуальная валюта — деньги или финансовый инструмент, но, если они все же примут решение ввести налог на криптовалюты, то они будут вынуждены определить их легальный статус, а это весьма сложная задача.
«Налог на добавленную стоимость или налог с транзакций может взиматься лишь в том случае, если будет дано четкое определение виртуальным валютам, но, так как существуют определённые разногласия, данный процесс займёт много времени», считает Юнг.
Полный запрет криптовалютной торговли
К сожалению, делать выводы сложно.
Несколько недель велись разгоряченные дебаты, посвящённые вопросу, запретят ли власти Южной Кореи торговать виртуальными валютами или нет. Но Чоу поставил в них жирную точку, сообщив, что полный запрет финансовый регулятор Южной Кореи не рассматривает. Инвесторы восприняли подобное обещание с осторожным облегчением. Чиновник даже заявил, что власти наоборот намерены поощрять коммерческие банки, у которых есть устоявшаяся система учета виртуальных валют, сотрудничать с криптовалютными биржами, которые соблюдают необходимые меры безопасности.
«Это не окончательное решение, но вероятность запрета криптовалютных операций кажется довольно низкой. Тем не менее, так как правительство еще не решило, намерено ли оно сделать криптовалюты частью финансовой системы, маловероятно, что финансовые учреждения, в том числе банки, будут непосредственно участвовать в торговле виртуальными валютами или работать с криптовалютным бизнесом», заявил Юнг.
Кроме того, тот факт, что не так давно финансовые регуляторы организовали взаимодействие финансовых учреждений с крупнейшими криптовалютными биржами с целью создания счетов на реальные имена, можно расценивать как намерение создать легитимную торговую атмосферу. Подобный шаг был бы абсолютно бессмысленным, если бы основной целью властей было запретить криптовалютную торговлю.
Тем не менее, после всех этих «непоняток» местное криптовалютное сообщество уже не может доверять властям. Сим заметил, что все вышеупомянутые меры коснулись лишь 4 крупнейших криптовалютных бирж, а значит проблемы могут возникнуть как раз у их «младших собратьев», так как банки вряд ли захотят с ними сотрудничать.
«Поэтому судьба криптовалют по-прежнему остается под вопросом», заявил Сим. А это значит, что у местных трейдеров все же есть весомые основания паниковать и не спать ночами.